В педагогическую копилку учителя

 

Тема: Разнообразие природы нашей родины. Обобщение знаний о природных зонах России.

  Цели: подвести итоги изучения  нашей Родины; обобщить и углубить знания учащихся; установить основные причины изменения природы с севера на юг;  учить детей анализировать изученный материал и делать выводы; воспитывать чувство гордости за нашу Родину; развивать смекалку, догадливость, быстроту мышления.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Повторение пройденного и формулирование темы урока.

3 Проверка домашнего задания.

Работаем по научным группам, которые изучают природные зоны. Это группа географов, ботаников, зоологов и экологов.

Работать будем по плану характеристики природной зоны:(на доске )

1.Расположение.

2.Климат.

3. Растения.

4.Животные.

5.Человек у моря.

Сейчас мы проверим, как каждая из групп знает природную зону, которую мы изучили на прошлом уроке - субтропики.

4. Мы услышали сообщения о природе Черноморского побережья Кавказа.

В какой природной зоне расположена наша Пензенская область?

- Отличается ли климат и природа нашего края от северных районов?

- Почему в направлении с севера на юг так заметно меняются климат, флора и фауна нашей Родины? (Это зависит от расположения природных зон по отношению к экватору и к Северному полюсу)

 Ни в одной стране мира мы не увидим такого разнообразия природных зон. Почему?

 Наша страна так велика, что когда на севере воют вьюги и метели, на юге снимают с деревьев мандарины и апельсины.

Площадь, которую занимает наша Родина, равна 17,1 млн. кв. км.

На территории нашей страны могут поместиться почти 2 таких государства, как США, 56 таких государств, как Италия, 31 такое государство, как Франция.

- Насколько велика протяженность границ России, вы узнаете, если решите небольшую задачу.(Краткая запись на доске:

 С. гр. - 17000 км., это на 26000 км.

 М. гр.,-?)

Протяженность сухопутных  границ России = 17000 км, это на 26000 км короче морских границ. Сколько км составляет протяженность всей границы нашей страны?

    17000 км           43000км

  +26000 км        +17000 км

    43000 км           60000 км

 Вот как огромна наша Родина. И сейчас мы с вами  еще раз  побываем в тех местах, по которым путешествовали на предыдущих уроках, а заодно подведем итоги изучения темы в форме игры « Звездный час».

 5. Правила игры: отвечая на вопросы, вы будете поднимать карточку с нужной цифрой (на слово пожалуйста)

 За правильный ответ вы получите звезду. У кого больше звезд, тот и победитель.

1 тур.

Отгадайте, о каких природных зонах идет речь.

 1.Январь, 12 ч дня. Солнце спряталось за горизонтом. Снежную равнину освещает только тусклый свет  звезд. Местность кажется безжизненной.

 2.Жара, зной. К середине дня будто все вымирает. По-разному спасаются от палящих лучей солнца ее обитатели. Многие из них ведут ночной образ жизни. Днем эти животные находят себе убежище в глубоких прохладных норах. Дневные животные активны лишь ранние утренние часы, пока песок еще не накалился.

 3.В этой  зоне хранятся огромные богатства. Нигде в мире не водится столько пушных зверей. Тут и белка, и соболь, и куница, и норка, и выдра. Много здесь ягод и грибов.

 4. Куда ни посмотришь, всюду трава и трава. Деревья здесь не растут из-за недостатка влаги. Травы по-разному  приспосабливаются к засушливому климату. Одни появляются ранней весной, как только сойдет снег. Другие  появляются позже. В южной части растут ковыль, полынь, типчак. Почвы очень плодородные.

(1. Арктика. 2. Зона пустынь. 3. Зона лесов. 4. Зона степей. 5. Зона пустынь.)

2 тур.

 В какой природной зоне складывается такая пищевая цепь.

 1.колосняк      песчанка       песчаный удавчик

 2.растения       лемминг       песец

 3.ягель         олень        волк

 4.водоросли         рачки       рыбы       тюлени

3 тур.

 О каком животном идет речь?

 1.Этот зверь очень хорошо плавает, его ноги превратились в ласты. В воде он добывает себе корм- рыбу. На суше и на льдинах этот зверь отдыхает и выращивает детенышей.

 2. Этот зверь очень хорошо плавает. Но он никогда не выходит на сушу - всю жизнь проводит в холодных просторах океана. Эти звери очень большие, но питаются очень маленькими рачками.

 3. То тут, то там они стоят столбиками и посвистывают. Подойдешь ближе - и нет столбика: удрал, юркнул в ямку - норку. Питаются они растениями, их семенами и зерном.

 4. Эти птицы не только едят кедровые орешки, но и как бы сеют их, устраивая для себя на земле кладовые с запасами на зиму. Из позабытых птицами запасов нередко вырастают молоденькие кедры.

 5. Это животное - тоже ящерица, только большая, полутораметровая. С ним шутки плохи. Не зря его прозвали пустынным крокодилом: поймает круглоголовку - съест, поймает черепаху - и ее проглотит.

( 1.Кит. 2.Варан. 3.Суслик. 4. Хомяк. 5.Тюлень. 6.Кедровка.)

 4 тур.

 1. Какое из этих растений  растет в пустыне?

 (1.Кипарис. 2.Голубика. 3.Солянка. 4.Ковыль.)

 2. Какое из этих растений не растет в лесной зоне?

 ( .Пихта. 2.Бересклет. 3.Джузгун. 4.Калина.)

 3. К какой перечисленной группе относятся эти растения: кислица, копытень, зеленчук.

 (1.Деревья. 2.Кустарники. 3.Травянистые растения.)

5 тур.

1.Кто лишний?

( 1.Цикада. 2.Медуза. 3.Дельфин. 4.Краб.)

 2.Какие из этих животных и птиц нуждаются в особой охране?

 (1.Журавль-красавка. 2.Кузнечик.3.Тушканчик. 4.Морж.)

6 тур.

 Составить как можно больше слов, отвечающих на вопрос ЧТО из слова ПРИРОДОВЕДЕНИЕ.

  6.Подведение итогов.

  7. Вы справились с проверочной работой, поговорили о разнообразии природы нашей Родины.

 - От чего же зависит климат, растительный и животный мир, занятия населения каждой природной зоны?

 (От ее расположения по отношению к экватору и Северному полюсу. Чем ближе находится зона к экватору, тем больше тепла она получает, и наоборот. От географического положения природной зоны зависит высота солнца над линией горизонта и продолжительность зимы и лета. От сочетания тепла и влаги зависит состояние почвы и растительности. А от растительности - животный мир, виды занятий населения. Одним словом, жизнь и деятельность человека тесно связаны с природой.

 - А как вы считаете, зависит ли состояние природы от жизнедеятельности человека?

 В чем это проявляется?

 Человек пользуется дарами природы, а они не безграничны. Все больше загрязняются воздух, вода, а они необходимы для жизни растений, животных, человека. В результате жизнедеятельности человека многие растения и животные стали встречаться крайне редко. Такие представители  растительного и животного мира внесены  в Красную книгу. Назовите. Что делается в нашей стране для их сохранения?

 К сожалению, еще не все люди хотят и умеют беречь природу.

 Давайте же стараться жить так, чтобы вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной земля, чтобы на ней журчали чистые ручьи, цвели сады, пели птицы. Что можете сделать для охраны  родной природы вы, дети?

 Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя М.М. Пришвина: «Охранять природу - значит, охранять Родину».

  Назад

Сайт создан в системе uCoz