В педагогическую копилку учителя

Тема урока: «Об одном сквозном образе в лирике С.А. Есенина»

Предварительное задание:

1.     Прочитать (выучить наизусть понравившиеся) стихотворения С. Есенина

«Там, где капустные грядки.», «Клён ты мой опавший», «Я покинул родимый дом», «Слышишь - мчатся сани.», «Исповедь хулигана», «Русь советская», «Метель», «Весна», «Я усталым таким еще не был», «Возвращение на Родину», «Дорогая, сядем рядом».

2. Найти в текстах стихотворений изобразительно-выразительные средства (работа в группах).

Цели урока:  

Ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии Есенина; обучить анализу стихотворений; подготовить к сочинению; показать глубокое чувство родной природы и Родины в поэзии Есенина.

Оборудование: проигрыватель, грамзапись, портрет С.А. Есенина, иллюстрации.

Ход урока

I.                   Урок начинается песней «Клён ты мой опавший»

Организационный момент. Постановка целей и задач урока.    (3 мин.)

Слово учителя.

  Среди так называемых сквозных образов лирики Есенина, «окрашивающих мир его поэзии в особые неповторимые тона», немаловажную роль играет образ клёна. 

- В каких стихотворениях мы встречаемся с этим образом?

(Называются стихи, некоторые читаются наизусть).

Впервые в поэзии Есенина клён появляется в качестве одной из характерных черт крестьянского быта - (Кленёночек маленький матке зелёное вымя сосет. - «Там, где капустные грядки», 1910 г .) и, перетерпев целый ряд различных поэтических метаморфоз, проходит через творчество поэта,

достигая кульминационного изображения в изумительном стихотворении «Клён ты мой опавший».                  

II.                Беседа по вопросам.                                              

·        Когда появляется клён в лирике С. Есенина?

(Там, где поэт затрагивает тему «сбившегося с пути человека, который не в ладу с собой и с людьми, пьёт, скандалит, болен душевно, влюблён в жизнь и разрушает её в себе самом.)

·        Испытывая сильное влияние фольклора, Есенин никогда не отказывался и от собственной манеры в создании поэтических образов. Этот собственный стиль отчётливо прослеживается в подборе эпитетов, которыми поэт характеризует клён. Приведите примеры.

(Кленёночек маленький, старый клён, клён на одной ноге, подгнивший под окнами клён, мой бедный клён.)

·        Все «кленовые» эпитеты Есенина отличаются лексической полноценностью и семантической прозрачностью. Создавая образ. Поэт стремился сблизить два плана - реальности и образности.

- Как вы это понимаете?

(Целый ряд слов он намеренно употреблял в прямом значении (старый, маленький, подгнивший), другие же подвергал метафоризации (клён на одной ноге).

·        В качестве эпитетов поэт использует как согласованные определения, так и несогласованные. Покажите это на примерах.

(Согласованные: маленький, облезлый.

Несогласованные: клён с верхушкою зелёной, клён на одной ноге)

·        Что подчёркивает Есенин с помощью определений первого типа? Второго типа?

(С помощью согласованных определений подчеркивает общие, отвлеченные свойства дерева; с помощью несогласованных - более конкретные признаки, наделяя образ-дерево чертами одушевлённого участника «художественной ситуации».)

     Так образ получает в поэзии жизненную правдивость, художественную убедительность, полноту, яркость и живость.

     Конечно, одни эти эпитеты еще не придают образу художественную цельность и законченность.

·        Какие предложения преобладают в есенинских стихах о клёне?

Чтение стихотворений.

(В есенинских стихах преобладают предложения сложных и осложнённых структурно-семантических типов и почти не встречаются простые предложения. Но, употребляя сложные предложения, Есенин, как талантливый ученик народной художественной школы, стремился упростить структуру сложных синтаксических единиц до минимума.)

 

«И я знаю, есть радость в нём

 Тем, кто листьев целует дождь,

 Оттого что тот старый клён

 Головой на меня похож».

    («Я покинул родимый дом».)

  «Клён и липы в окна комнат,

Ветки лапами забросив,

Ищут тех, которых помнят». 

 («Дорогая, сядем рядом».)
      Характерно ли для поэтического почерка Есенина употребление повторов? Осложняются ли сказуемые?

 

(Да, но не всегда. Поэт ничем не осложняет сказуемые, что могло бы затруднить простоту восприятия стихов.

«Кленёночек маленький матке зеленое вымя сосет»

«Там, где капустные грядки»

«Приметный клён уж под окном не машет»

«Возвращение на Родину»

«Облезлый клён

Своей верхушкой черной

 Гнусавит хрипло

 В небо о былом».

«Метель».)

·        Как использует поэт инверсию?

(С предельной осторожностью (всего два случая)

«Стережет голубую Русь Старый клён на одной ноге;

Как будто бы на корточки погреться Присел наш клён перед костром зари».)

Здесь на первое место выдвинуты сказуемостные формы. Они актуализируют действия подлежащего-субъекта клён; вместе с тем и вся конструкция в целом становится значительно динамичнее.

·        С помощью каких слов и словосочетаний Есенин добивается необходимой точности образа, простоты живописания изображаемого, в результате чего образ становится выразительным, художественно полноценным, реально осязаемым и убедительным?

(В сферу синтаксических изобразительно-выразительных средств, используемых для создания образа клёна, Есениным вовлекаются обстоятельственные слова и словосочетания разной семантики. Они эмоционально окрашивают отдельные детали образа, уточняют их, конкретизируют описание художественных ситуаций в целом.

Тихо льётся; стоишь, нагнувшись под метелью белой; станцуем вместе под тальянку трое, присел на корточки; присел перед костром зари; выйдя на дорогу; утонул в сугробе.)

·        Есть ли обращения к клёну?

(Всего три. Эти обращения не только называют адресат речи, но и характеризуют отношение самого автора к любимому дереву - отношение проникновенное, задушевное, всегда искреннее. Не случайно в этих обращениях трижды употреблено притяжательное местоимение мой.)

·        Чем вызвано такое отношение к клёну?

(Клён стал спутником нелёгкой поэтической судьбы  Есенина, его задушевным другом: эпитетами мой и бедный поэт словно просит прощения у своего друга  за то, что тот, будучи свидетелем многих перипетий судьбы поэта, как бы взял на себя часть его «громкой» славы.)

·        Поэтому Есенин почти нигде не наделяет клён стилистически сниженными эпитетами. Лишь в стихотворении «Метель» он позволил себе «недостойный выпад» против клёна.

(Облезлый клён. Своей верхушкой черной Гнусавит хрипло в небо о былом. Какой он клён? Он просто столб позорный - На нем бы вешать Иль отдать на слом. И первого Меня повесить нужно, Скрестив мне руки за спиной. «Метель»).

Но уже в следующем обращении к любимому дереву читаем:
«Привет тебе, Мой бедный клён, Прости, что я тебя обидел.»

«Весна».

  III.             Подведение итогов урока.

Вывод:

Клён был для Есенина свидетелем и судьёй всех его жизненных неудач и ошибок, исполняя при этом роль поэтического «талисмана», который если полностью и не оберегал  Есенина от жестоких ударов судьбы, как мог, смягчая удары современного поэту мира, в котором Есенин  чувствовал себя не всегда уютно и спокойно.

Мастерское использование языковых средств позволило поэту не только талантливо и самобытно создать образ клёна, но и привлечь к нему внимание нескольких поколений читателей. Именно в этом секрет того, что образ клёна стал одним из самых обаятельных образов не только русской, но и мировой литературы.                                          

IV.            Задание на дом:                                                                 

Сочинение «Образ клёна в поэзии Есенина».

  -Назад на страницу-_

Сайт создан в системе uCoz