В педагогическую копилку учителя


К 190-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова

Литературно- музыкальный утренник

"И не забыт умру я ..."

  Цели: познакомить с некоторыми страницами биографии великого русского поэта; пробудить интерес к творчеству поэта; пробудить интерес к творчеству поэта; воспитывать умение видеть красоту родной природы, воссоздавать её в своём воображении, слушая и читая стихи поэта.                  

Оборудование: альбом "М.Ю. Лермонтов", Грамзаписи: вальс А.Хачатуряна, "Казачья  колыбельная песня" в исполнении Л. Правдиной ; мелодия Шопена "Ноктюрн"; романсы "Горные вершины", "Выхожу один я на дорогу"; "Парус", 6-я симфония Бетховена 4-я часть "Гроза".

 

ХОД ПРАЗДНИКА

  ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ ШОПЕНА "НОКТЮРН"

УЧИТЕЛЬ: Дорогие гости, ребята, Мы приглашаем вас на праздник поэзии, на котором будут звучать стихи поэта и музыка, написанная на его произведения.

 М. Ю. Лермонтов родился в Москве 15 октября 1814 года. Вскоре семья переехала в имение бабушки ,в село Тарханы Пензенской губернии. Мальчик в три года остался без матери. Воспитанием ребёнка занялась бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева (урождённая  Столыпина).

  На всю жизнь будущий поэт полюбил тихий говор родной речи, маленькой как ручей, протекавшей в ста шагах от барского дома, Мальчик испытывал радость от шёпота листьев небольшой дубовой рощи, примыкавшей к помещичьей усадьбе, восторгался красотой тарханских полей, простиравшихся до самого горизонта.

    Со стороны барской усадьбы открывался роскошный вид на Большой пруд и на село во всём своём великолепии.

     Их много волнующих сердец картин. И каждая из них с детских лет врезалась в память поэта.

ПОЭТ: ...И вижу я себя ребёнком, и кругом

  Родные всё места: высокий барский дом

  И сад с разрушенной теплицей;

  Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,

А за прудом село  дымится- и встают

  Вдали туманы над полями.

  В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты

  Глядит вечерний луч, и жёлтые листы

  Шумят под робкими шагами.

  УЧИТЕЛЬ: В Тарханах прошло детство Лермонтова, там он дружил с деревенскими ребятишками, слушал народные предания и песни, богатую и чистую русскую речь.Вот что говорил поэт об этом времени:"Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал, её не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал её. Она произвела бы прежнее действие. Её певала мне покойная мать".

   ЗВУЧИТ "КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ" В ИСПОЛНЕНИИ   Л. ПРАВДИНОЙ.  

УЧИТЕЛЬ: Это стихотворение привлекло многих композиторов. Его ласковый задушевный тон как бы подсказывает мелодию. Один  из романсов на эти стихи сочинил в 1889 г. А.Гречанинов:

                     Спи, младенец мой прекрасный,

                      Баюшки-баю.

                      Тихо смотрит месяц ясный

                      В колыбель твою.

                      Стану сказывать я сказки,

                      Песенку спою;

                      Ты ж дремли, закрывши глазки,

                      Баюшки-баю.

 Тринадцати лет Мишу Лермонтова отвезли в Москву и отдали в лучший пансион. Тогда же он начал писать стихи. В шестнадцать лет Лермонтов был уже зрелым поэтом, но его стихи ещё не печатали - сочинял он для себя, читал близким друзьям. Выбрав поэтическую дорогу, Лермонтов поступил на словесное отделение университета.

  Учёбу в Московском университете он не закончил, а переехал в  Петербург и поступил в военную школу, откуда вышел в гвардейский кавалерийский полк. Военная служба лишила его спокойной жизни. Ему пришлось много ездить. Такие поездки Лермонтов сравнивал с тучками, которые плывут по небу в пасмурную погоду.  

      Романс на это стихотворение Лермонтов  на писал композитор Г. Свиридов. Он звучит в исполнении Л. Правдиной.

  ДЕТИ СЛУШАЮТ РОМАНС НА СТИХОТВОРЕНИЕ "ТУЧИ"

 Кавказские горы Лермонтов впервые увидел в детстве, когда ему было только четыре года. Бабушка привезла его в Пятигорск лечить больные ножки. Горы произвели на мальчика огромное впечатление. Водном из своих стихотворений он описал спор двух великанов- Эльбруса и Казбека. Эльбрус он называет Шат- горою.

   СТИХОТВОРЕНИЕ "СПОР" (В СОКРАЩЕНИИ) ЧИТАЮТ ДЕТИ.

        УЧЕНИК 1.

                          Как-то раз перед толпою

                          Соплеменных гор

                          У Казбека с Шат-горою

                          Был великий спор.

         УЧЕНИК 2.

"Берегись ! - сказал Казбеку

Седовласый Шат.-

Покорился человеку

Ты недаром , брат!

Он построит дымных келий

По уступам гор;

В глубине твоих ущелий

Загремит топор;

И железная лопата

В каменную грудь,

Добывая медь и злато,

Врежет страшный путь.

Уж проходят караваны

Через те скалы,

Где носились лишь туманы

Да цари-орлы.

Люди хитры!

Хоть и труден

Первый был скачок,

Берегися ! многолюден

И могуч Восток!"

   УЧЕНИК 3.

                                  "Не боюся я Востока!-

Отвечал Казбек.-

                                    Род людской там спит глубоко

                                    Уж девятый век.

                                    Всё, что здесь доступно оку,

                                    Спит, покой ценя...

                                    Нет! Не дряхлому Востоку

                                    Покорить меня!"

  УЧЕНИК 4.

                                          "Не хвались ещё заране!-

                                          Молвил старый Шат,-

                                          Вот на севере в тумане

                                          Что-то видно, брат!"

          УЧЕНИК 5.

                              Тайно был Казбек огромный

                              Вестью той смущён;

                              И, смутясь, на север тёмный

                              Взоры кинул;

                              И туда в недоуменье

                              Смотрит, полный дум:

                              Видит странное движенье,

                              Слышит звон и шум.

                              От Урала до Дуная,

                              До большой реки,

                              Колыхаясь и сверкая,

                              Движутся полки;

                              И, испытанный трудами

                              Бури боевой,

                              Их ведёт, грозя очами,

                               Генерал седой.

                              И дут все полки могучи,

                              Шумны, как поток,           

                              Страшно-медленно, как тучи,

                              Прямо на восток.

                              И, томим зловещей думой,

                              Полный чёрных снов,

                              Стал считать Казбек  угрюмый-

                              И не счёл врагов.

                              Грустным взором он окинул

                              Племя гор своих,

                              Шапку на брови надвинул-

                             И навек затих.

         УЧИТЕЛЬ. Как русский офицер Лермонтов изучал историю своего Отечества, особенно события Отечественной войны 1812 года, закончившейся поражением наполеоновской армии и славной победой русских солдат. Мужество и храбрость русской армии Лермонтов воспел во многих своих стихах. Среди них наиболее известные -"Бородино","Два великана". Два великана - это два полководца: Кутузов - русской армии, Наполеон - французской армии.

   УЧЕНИК ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ "ДВА ВЕЛИКАНА".

ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ ШОПЕНА "НОКТЮРН". ВЫХОДИТ УЧЕНИК, ИСПОЛНЯЮЩИЙ РОЛЬ ЛЕРМОНТОВА

 ПОЭТ: Я знаю: мне жить осталось немного. Неужели мы приходим в мир, чтобы исчезнуть без следа? Зачем я жил? Для какой цели родился? А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы  необъятные.

                              Нет, я не Байрон, я другой,

                               Ещё неведомый избранник,

                               Как он, гонимый миром странник,

                               Но только с русскою душой. 

    Я по натуре скиталец. На месте мне не по себе, и я начинаю бродить в мечтах. По-детски представляю себя то воином вольного Новгорода  , то владельцем рыцарского замка в горах Шотландии. Я верю, что наш род ведёт своё начало от знаменитого шотландского барда, мага и чародея Томаса Лермонта. С его именем связана одна старая легенда.    

 МУЗЫКА ПРОДОЛЖАЕТ ЗВУЧАТЬ.

      УЧЕНИК 1. В дни своей юности встретил Томас Лермонт королеву фей. Её красота околдовала его, и он семь лет провёл безмолвным рыцарем в её свите.                     

    УЧЕНИК 2. Вот настало время рыцарю Томасу покинуть страну цветов и солнца. Королева наградила его волшебным даром слагать пророческие стихи.

    ФЕЯ. Однажды, Томас Лермонт, за тобой придёт вестник. И ты навсегда вернёшься в моё королевство.

   ТОМАС. Я очень рад этому, моя прекрасная повелительница! Но как я узнаю тебя моя прекрасная повелительница! Но как я узнаю этого вестника?

   ФЕЯ. Ты узнаешь его сразу. Только жди мой рыцарь и он придёт!

    УЧЕНИК1. И Томас Лермонт вернулся в сою Шотландию, все пророчества его сбывались. Дивились сородичи его волшебному дару. Но сам Томас часто был грустен. Как пламя заката в горах , горела в его сердце память о вечном празднике в солнечной долине фей.  

     УЧЕНИК 2. Вечером ему слышались переливы серебристых голосов, вставала перед ним картина блаженной страны. Шли годы . Таинственный рыцарь не появлялся.

    УЧЕНИК 1. Но вот однажды в селение вошёл величественный, сияющий горный олень. Жители расступились перед ним, поражённые этим чудом.

     УЧЕНИК 2. А Томас Лермонт вдруг просветлел лицом и пошёл за ним, забыв обо всём на свете. Олень повёл его к реке и они оба вошли в воду и исчезли.

     ПОЭТ.

                Зачем я не птица, не ворон степной,

               Пролетевший сейчас надо мной?

               Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу любить?

       УЧИТЕЛЬ. У Лермонтова было очень много талантов. Он отлично играл на скрипке, был блистательным шахматистом, был великим поэтом и писателем, очень хорошо рисовал карандашом, акварелью и масляными красками, говорил на нескольких языках. Он очень любил и тонко чувствовал красоту родной природы.

        Сейчас мы услышим его стихи  "Утёс" и "Осень" .А так же романс "Горные вершины".

   ДЕТИ СЛУШАЮТ ГРАМЗАПИСЬ.

  УЧИТЕЛЬ. Лермонтов родился в Москве и где бы ни находился потом, всегда говорил: "Москва- моя Родина". В поэме "Сашка" он писал:

              Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,

              Как русский, - сильно, пламенно и нежно

              Люблю священный блеск твоих седин

              И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.

    Родиной для Лермонтова была не только Москва .Ею была вся Россия, верным сыном которой он оставался всегда

УЧЕНИК ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ"РОДИНА"

  -Но особенно Лермонтов любил Кавказ. В одном из своих стихотворений он писал:

            Тебе ,Кавказ, суровый царь земли,

             Я посвящаю снова стих небрежный.

             Как сына, ты его благослови

             И осени вершиной белоснежной;

             От юных лет к тебе мечты мои

             Прикованы судьбою неизбежной

На севере- в стране тебе чужой-

             Я сердцем твой.

       Горы Кавказа настолько пленили поэта с детства, что он не только писал стихи и поэмы о Кавказе, но и рисовал эти горы, эти места.

        ПОЭТ:

                 Синие горы Кавказа,

                  Приветствую вас!

                  Вы взлелеяли детство моё;
Вы носили меня на своих

                  Одичалых хребтах,

                  Облаками меня  одевали,

                  Вы к небу меня приучили,

                  И я с той поры все

                  Мечтаю о вас

                  Да о небе.

        УЧИТЕЛЬ:В поэме "Мцыри" Лермонтов писал:

                          Я видел горные хребты,

                          Причудливые, как мечты,

                           Когда в час утренней зари

                           Курилися, как алтари,

                            Их выси в небе голубом,

                            И облачко за облачком,

                            Покинув тайный свой ночлег,

                            К востоку направляло бег-

                            Как будто белый караван

                            Залётных птиц из дальних стран!

                            Вдали я видел сквозь туман,

                            В снегах, горящих, как алмаз.

                            Седой незыблемый Кавказ....

       Лермонтов был не только замечательным поэтом, но и прекрасным прозаиком. Он написал драму "Маскарад". Все события в ней происходят во время бала-маскарада, на который приходят в костюмах и масках.

       Композитор Арам  Хачатурян написал вальс к этому произведению.

        Давайте и мы побываем на этом балу.

ГАСНЕТ СВЕТ, ЗАЖИГАЮТСЯ СЕЧИ
ЗВУЧИТ ВАЛЬС ХАЧАТУРЯНА, ПАРЫ ТАНЦУЮТ.

 Когда Лермонтов в 1841 году отправился в последний раз в действующую армию на Кавказ, его друг подарил ему книжечку с просьбой вернуть её, всю исписанную стихами. Но Лермонтову не суждено было вернуться живым из этой поездки. В записной книжке осталось очень много чистых страниц. Всего несколько стихов успел написать поэт в ней. Они были написаны в маленьком домике под камышовой крышей у подножия Машука.

.Теперь там музей-заповедник "Домик Лермонтова".

      Стихи Лермонтова были очень мелодичны и привлекали многих композиторов. Стихотворение "Выхожу один я на дорогу..."  стало романсом, а за тем и народной песней. Сейчас оно прозвучит в исполнении знаменитого русского певца Сергея Яковлевича Лемешева.

Дети слушают грамзапись.

-         Эти печальные строки звучат как предчувствие скорой гибели. А где погиб Лермонтов?

 ДЕТИ: в Пятигорске.

 УЧИТЕЛЬ: Да, здесь, в Пятигорске, где всё помнит его, где всё дышит его поэзией. Здесь, у подножия Машука, прозвучал роковой выстрел. Между Лермонтовым и Мартыновым из - за пустяков состоялась дуэль. Лермонтов и не думал стрелять в своего приятеля. Он был весел, беззаботен  и сам выстрелил в воздух. Но его противник не промахнулся. Вслед за выстрелом раздался страшный удар грома и разразилась яростная гроза. Поэту было 26 лет.

  ЗВУЧИТ 6-Я СИМФОНИЯ БЕТХОВИНА, 4-Я ЧАСТЬ - "ГРОЗА" ("БУРЯ"). НА ФОНЕ ЭТОЙ МУЗЫКИ УЧЕНИК ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ П. АНТОКОЛЬСКОГО "ГРОЗА В ПЯТИГОРСКЕ":

 

Гроза разразилась и с юноши мёртвого

Мгновенно сорвала косматую бурку.

Пока только гром наступленье развёртывал,

А страшная весть понеслась в Петербург.

 

Железные воды и кислые воды

Бурлили и били в источниках скал.

Ползли по дорогам коляски, подводы,

Арбы и лафеты. А юноша спал.

 

Он спал, ни стихов не читая, ни писем,

Не сын для отца и у века не пасынок.

И не был он сослан не был зависим

От гор этих, молниями опоясанных.

  Он парусом где - то белел одиноким,

Иль мчался по круче конём легконогим,

Иль, с барсом сцепившись, катился, визжа,

В туманную пропасть. А утром, воскреснув,

Гулял у чеченцев в аулах окрестных,

Менялся кинжалом с вождём мятежа.

 

  Гроза разразилась. Остынув от зноя,

  Машук и Бештау склонились над юношей,

 Одели его ледяной сединою,

Дыханьем свободы на мёртвого дунувши:

 

            " Спи, милый товарищ! Окончилось горе.

              Сто лет миновало - мы снега белее.

              Но мы, старики, - да и всё в Пятигорье, -

              Отпразднуем грозами твой юбилей";

 

И небо грозовым наполнится рокотом,

И гром - агитатор уснувших разбудит

А время? А смерть? - пропади они пропадом!

Их не было с нами. И нет. И не будет.

  УЧИТЕЛЬ: Лермонтов - гордость нашей русской литературы. Его стихи стали достоянием мировой поэзии. Много ещё поэтических шедевров создал бы Лермонтов, если бы пистолетный выстрел не прервал так рано его жизнь.

   

ЗВУЧИТ РОММАНС А . ВАРЛАМОВА НА СТИХИ ЛЕРМОНТОВА"ПАРУС".

  Назад

Сайт создан в системе uCoz