В педагогическую копилку учителя |
---|
|
Литературно- музыкальный утренник
"И не забыт умру я ..."
Оборудование: альбом "М.Ю. Лермонтов", Грамзаписи: вальс А.Хачатуряна, "Казачья колыбельная песня" в исполнении Л. Правдиной ; мелодия Шопена "Ноктюрн"; романсы "Горные вершины", "Выхожу один я на дорогу"; "Парус", 6-я симфония Бетховена 4-я часть "Гроза".
ХОД ПРАЗДНИКА
УЧИТЕЛЬ: Дорогие гости, ребята, Мы приглашаем вас на праздник поэзии, на котором будут звучать стихи поэта и музыка, написанная на его произведения. М. Ю. Лермонтов родился в Москве 15 октября 1814 года. Вскоре семья переехала в имение бабушки ,в село Тарханы Пензенской губернии. Мальчик в три года остался без матери. Воспитанием ребёнка занялась бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева (урождённая Столыпина). На всю жизнь будущий поэт полюбил тихий говор родной речи, маленькой как ручей, протекавшей в ста шагах от барского дома, Мальчик испытывал радость от шёпота листьев небольшой дубовой рощи, примыкавшей к помещичьей усадьбе, восторгался красотой тарханских полей, простиравшихся до самого горизонта. Со стороны барской усадьбы открывался роскошный вид на Большой пруд и на село во всём своём великолепии. Их много волнующих сердец картин. И каждая из них с детских лет врезалась в память поэта. ПОЭТ: ...И вижу я себя
ребёнком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,
А за прудом село дымится- и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и жёлтые листы
Шумят под робкими шагами.
ЗВУЧИТ "КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ" В ИСПОЛНЕНИИ Л. ПРАВДИНОЙ. УЧИТЕЛЬ: Это стихотворение привлекло многих композиторов. Его ласковый задушевный тон как бы подсказывает мелодию. Один из романсов на эти стихи сочинил в 1889 г. А.Гречанинов: Спи, младенец мой
прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши
глазки,
Баюшки-баю.
Учёбу в Московском университете он не закончил, а переехал в Петербург и поступил в военную школу, откуда вышел в гвардейский кавалерийский полк. Военная служба лишила его спокойной жизни. Ему пришлось много ездить. Такие поездки Лермонтов сравнивал с тучками, которые плывут по небу в пасмурную погоду. Романс на это стихотворение Лермонтов на писал композитор Г. Свиридов. Он звучит в исполнении Л. Правдиной. ДЕТИ СЛУШАЮТ РОМАНС НА СТИХОТВОРЕНИЕ "ТУЧИ" Кавказские горы Лермонтов впервые увидел в детстве, когда ему было только четыре года. Бабушка привезла его в Пятигорск лечить больные ножки. Горы произвели на мальчика огромное впечатление. Водном из своих стихотворений он описал спор двух великанов- Эльбруса и Казбека. Эльбрус он называет Шат- горою. СТИХОТВОРЕНИЕ "СПОР" (В СОКРАЩЕНИИ) ЧИТАЮТ ДЕТИ. УЧЕНИК 1. Как-то раз перед
толпою
Соплеменных гор
У Казбека с Шат-горою
Был великий спор.
УЧЕНИК 2. "Берегись ! - сказал
Казбеку
Седовласый Шат.-
Покорился человеку
Ты недаром , брат!
Он построит
дымных келий
По уступам гор;
В глубине твоих ущелий
Загремит топор;
И железная лопата
В каменную грудь,
Добывая медь и злато,
Врежет страшный путь.
Уж проходят караваны
Через те скалы,
Где носились лишь туманы
Да цари-орлы.
Люди хитры!
Хоть и труден
Первый был скачок,
Берегися ! многолюден
И могуч Восток!"
УЧЕНИК 3.
"Не
боюся я Востока!-
Отвечал Казбек.-
Род людской
там спит глубоко
Уж девятый
век.
Всё, что
здесь доступно оку,
Спит, покой
ценя...
Нет! Не дряхлому
Востоку
Покорить
меня!"
УЧЕНИК 4. "Не
хвались ещё заране!-
Молвил старый Шат,-
Вот на севере в
тумане
Что-то видно, брат!"
Тайно был Казбек
огромный
Вестью той
смущён;
И, смутясь, на север тёмный
Взоры кинул;
И туда в
недоуменье
Смотрит, полный
дум:
Видит странное
движенье,
Слышит звон и шум.
От Урала до
Дуная,
До большой реки,
Колыхаясь и
сверкая,
Движутся полки;
И, испытанный трудами
Бури боевой,
Их ведёт, грозя
очами,
Генерал седой.
И дут все полки
могучи,
Шумны, как
поток,
Страшно-медленно,
как тучи,
Прямо на восток.
И, томим зловещей
думой,
Полный чёрных
снов,
Стал считать Казбек угрюмый-
И не счёл врагов.
Грустным взором
он окинул
Племя гор своих,
Шапку на брови
надвинул-
И навек затих. УЧИТЕЛЬ. Как русский офицер Лермонтов изучал историю своего Отечества, особенно события Отечественной войны 1812 года, закончившейся поражением наполеоновской армии и славной победой русских солдат. Мужество и храбрость русской армии Лермонтов воспел во многих своих стихах. Среди них наиболее известные -"Бородино","Два великана". Два великана - это два полководца: Кутузов - русской армии, Наполеон - французской армии.
ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ ШОПЕНА "НОКТЮРН".
ВЫХОДИТ УЧЕНИК, ИСПОЛНЯЮЩИЙ РОЛЬ ЛЕРМОНТОВА
Нет, я не Байрон,
я другой,
Ещё неведомый
избранник,
Как он, гонимый
миром странник,
Но только с русскою душой. Я по натуре скиталец. На месте мне не по себе, и я начинаю бродить в мечтах. По-детски представляю себя то воином вольного Новгорода , то владельцем рыцарского замка в горах Шотландии. Я верю, что наш род ведёт своё начало от знаменитого шотландского барда, мага и чародея Томаса Лермонта. С его именем связана одна старая легенда. МУЗЫКА ПРОДОЛЖАЕТ ЗВУЧАТЬ.
УЧЕНИК 1. В дни своей юности встретил Томас Лермонт королеву фей. Её красота околдовала его, и он семь лет провёл безмолвным рыцарем в её свите. УЧЕНИК 2. Вот настало время рыцарю Томасу покинуть страну цветов и солнца. Королева наградила его волшебным даром слагать пророческие стихи. ФЕЯ. Однажды, Томас Лермонт, за тобой придёт вестник. И ты навсегда вернёшься в моё королевство. ТОМАС. Я очень рад этому, моя прекрасная повелительница! Но как я узнаю тебя моя прекрасная повелительница! Но как я узнаю этого вестника? ФЕЯ. Ты узнаешь его сразу. Только жди мой рыцарь и он придёт! УЧЕНИК1. И Томас Лермонт вернулся в сою Шотландию, все пророчества его сбывались. Дивились сородичи его волшебному дару. Но сам Томас часто был грустен. Как пламя заката в горах , горела в его сердце память о вечном празднике в солнечной долине фей. УЧЕНИК 2. Вечером ему слышались переливы серебристых голосов, вставала перед ним картина блаженной страны. Шли годы . Таинственный рыцарь не появлялся. УЧЕНИК 1. Но вот однажды в селение вошёл величественный, сияющий горный олень. Жители расступились перед ним, поражённые этим чудом. УЧЕНИК 2. А Томас Лермонт вдруг просветлел лицом и пошёл за ним, забыв обо всём на свете. Олень повёл его к реке и они оба вошли в воду и исчезли. ПОЭТ. Зачем я не птица, не ворон
степной,
Пролетевший сейчас надо мной?
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?
УЧИТЕЛЬ. У Лермонтова было очень много талантов. Он отлично играл на скрипке, был блистательным шахматистом, был великим поэтом и писателем, очень хорошо рисовал карандашом, акварелью и масляными красками, говорил на нескольких языках. Он очень любил и тонко чувствовал красоту родной природы. Сейчас мы услышим его стихи "Утёс" и "Осень" .А так же романс "Горные вершины". ДЕТИ СЛУШАЮТ ГРАМЗАПИСЬ.
УЧИТЕЛЬ. Лермонтов родился в Москве и где бы ни находился потом, всегда
говорил: "Москва- моя Родина". В поэме "Сашка" он писал:
Москва, Москва!.. люблю тебя, как
сын,
Как русский, - сильно, пламенно и
нежно
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль, зубчатый, безмятежный. Родиной для Лермонтова была не только Москва .Ею была вся Россия, верным сыном которой он оставался всегда УЧЕНИК ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ"РОДИНА"
Тебе ,Кавказ, суровый царь
земли,
Я посвящаю снова стих небрежный.
Как сына, ты его благослови
И осени вершиной белоснежной;
От юных лет к тебе мечты мои
Прикованы судьбою неизбежной
На севере- в стране тебе чужой-
Я сердцем твой. Горы Кавказа настолько пленили поэта с детства, что он не только писал стихи и поэмы о Кавказе, но и рисовал эти горы, эти места. ПОЭТ:
Синие горы Кавказа,
Приветствую вас!
Вы взлелеяли детство моё;
Одичалых хребтах,
Облаками меня одевали,
Вы к небу меня приучили,
И я с той поры все
Мечтаю о вас
Да о небе. УЧИТЕЛЬ:В поэме "Мцыри"
Лермонтов писал:
Я видел горные
хребты,
Причудливые, как
мечты,
Когда в час утренней
зари
Курилися, как
алтари,
Их выси в небе
голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой
ночлег,
К востоку
направляло бег-
Как будто белый
караван
Залётных птиц из
дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих,
как алмаз.
Седой незыблемый Кавказ.... Лермонтов был не только замечательным поэтом, но и прекрасным прозаиком. Он написал драму "Маскарад". Все события в ней происходят во время бала-маскарада, на который приходят в костюмах и масках. Композитор Арам Хачатурян написал вальс к этому произведению. Давайте и мы побываем на этом балу. ГАСНЕТ СВЕТ,
ЗАЖИГАЮТСЯ СЕЧИ
.Теперь там музей-заповедник "Домик Лермонтова". Стихи Лермонтова были очень мелодичны и привлекали многих композиторов. Стихотворение "Выхожу один я на дорогу..." стало романсом, а за тем и народной песней. Сейчас оно прозвучит в исполнении знаменитого русского певца Сергея Яковлевича Лемешева. Дети слушают грамзапись. - Эти печальные строки звучат как предчувствие скорой гибели. А где погиб Лермонтов? ДЕТИ: в Пятигорске. УЧИТЕЛЬ: Да, здесь, в Пятигорске, где всё помнит его, где всё дышит его поэзией. Здесь, у подножия Машука, прозвучал роковой выстрел. Между Лермонтовым и Мартыновым из - за пустяков состоялась дуэль. Лермонтов и не думал стрелять в своего приятеля. Он был весел, беззаботен и сам выстрелил в воздух. Но его противник не промахнулся. Вслед за выстрелом раздался страшный удар грома и разразилась яростная гроза. Поэту было 26 лет.
Гроза разразилась и с
юноши мёртвого
Мгновенно сорвала
косматую бурку.
Пока только гром
наступленье развёртывал,
А страшная весть
понеслась в Петербург.
Железные воды и кислые воды
Бурлили и били в источниках скал.
Ползли по дорогам коляски, подводы,
Арбы и лафеты. А юноша спал.
Он спал, ни стихов не
читая, ни писем,
Не сын для отца и у
века не пасынок.
И не был он сослан не
был зависим
От гор этих, молниями
опоясанных.
Иль мчался по круче конём легконогим,
Иль, с барсом сцепившись, катился, визжа,
В туманную пропасть. А утром, воскреснув,
Гулял у чеченцев в аулах окрестных,
Менялся кинжалом с вождём мятежа.
Гроза разразилась. Остынув от зноя,
Машук и Бештау склонились над юношей,
Одели его ледяной сединою,
Дыханьем свободы на
мёртвого дунувши:
" Спи, милый товарищ! Окончилось
горе.
Сто лет миновало - мы снега
белее.
Но мы, старики, - да и всё в
Пятигорье, -
Отпразднуем грозами твой
юбилей";
И небо грозовым
наполнится рокотом,
И гром - агитатор
уснувших разбудит
А время? А смерть? -
пропади они пропадом!
Их не было с нами. И
нет. И не будет.
ЗВУЧИТ РОММАНС А .
ВАРЛАМОВА НА СТИХИ ЛЕРМОНТОВА"ПАРУС".
|