В педагогическую копилку учителя |
---|
|
||
Урок письма. Письмо Ветерану.
Учитель высшей
категории Малышева Т.Г.
- Добрый день, ребята, уважаемые гости! Сегодняшняя
встреча посвящена приближающемуся празднику – 60 - летию Великой Победы.
Гаснет
свет
1 ведущий: 9
мая 2005 года вновь прогремит салют Победы, а в памяти людской и поныне живы безмерные страдания военных
лет.
2 ведущий: Память,
Память, за собою позови
В те далекие промчавшиеся дни,
Ты друзей моих погибших оживи,
А друзьям живущим молодость верни,
Память, память, ты же можешь, ты должна,
На
мгновенье стрелки повернуть,
Я хочу не просто вспомнить имена,
Я
хочу своим друзьям в глаза взглянуть.
1 ведущий: 9
мая все человечество отметит 60-летие Победы в Великой Отечественной войне, которая по драматизму сражений,
масштабам разрушений, жертвам и людским страданиям не имела равных.
2 ведущий: В минувшей войне приняли участие миллионы
сынов и дочерей России. Возьмем, к примеру, Пензенскую область. Здесь почти
треть людского населения области были участниками великой битвы. 56 тысяч из
них удостоились государственных наград. 227 воинам было присвоено звание Героя
Советского Союза.
1 ведущий: Кто они – герои победители?
Это обычные парни, мальчишки и девчонки.
Из палатки – юнармеец:
Мы были
высоки, русоволосы,
Вы в книгах
прочитаете, как миф,
О людях, что
ушли не долюбив,
Не докурив
последней папиросы …
Потомок
различит в архивном плане
Кусок
горячей, верной нам земли,
Где мы прошли
с обугленными ртами
И мужество,
как знамя, пронесли.
Свет. Учитель: Ребята, а какое задание было к
сегодняшнему уроку, ведь у нас сегодня «Лучший урок письма».
Написали письмо ветерану в год 60-летия Великой
Победы.
Ученица: Пригласить ветеранов на нашу встречу. Мы их с удовольствием представляем. Здесь
присутствуют …
Ученик: Продолжить поисковую работу и оформить выставку.
Учитель: Да,
ребята, мы сегодня будем читать письма, записки с фронта, из фашистских
застенков. Сопереживать, сравнивать себя с теми людьми, «примерять на себя их жизнь, задаваться вопросом:
«Как бы я поступил в подобном случае?»
И просто учиться писать письма.
Наша школа вот-вот будет носить имя нашего земляка
Героя Советского Союза Константина Михайловича Бирюкова. Ежегодно в школе
проводятся районные соревнования в честь Героя-земляка. (Кубок Бирюкова
хранится в школе)
Ученик. О
Бирюкове стр.26 – «Сыны России»
Бирюков
Константин Михайлович родился в 1924 году в семье крестьянина в с.Столыпино
Никольского района Пензенской области.
Окончил 7 классов сельской школы. До призыва работал механизатором в колхозе
«Красный пахарь». В 1942 году Николо-Пёстровским (ныне Никольским) РВК призван
в ряды Советской армии.
На фронтах
Великой Отечественной войны с мая 1943 года.
26 сентября
1943 г. под ураганным обстрелом противника одним из первых переправился через
р. Днепр севернее г. Канев. На этом участке 27 сентября противник начал
контратаку. На взвод двигалось два танка и более роты вражеских солдат.
Завязался бой. Когда последний расчет пулемета вышел из строя, сам стал вести в
упор вести огонь по наседавшим гитлеровцам. Уничтожил более 35 вражеских
солдат. В этом бою был смертельно ранен и умер от ран. Звание Героя Советского
Союза присвоено 25 октября 1943 г. посмертно.
Похоронен в
братской могиле в с. Студенец Каневского района Киевской области.
С
возложением цветов
Свет приглушить
Из палатки
1.
Встань,
лейтенант!
Слышишь, просят об этом,
Вновь
возникая из небытия,
2.
Дом твой,
пронизанный солнечным светом
Город.
Отечество. Мама твоя.
3.
Встань
лейтенант.
4.
Просит далекая средняя школа,
Ставшая
госпиталем с сентября.
5.
Встань!
Чемпионы
двора по футболу
Просят
тебя – своего вратаря!
6.
Просят
деревни, пропахшие гарью.
Солнце,
как колокол, в небе гудит!
1.
Просит из
будущего Гагарин!
Ты не
поднимешься – он не взлетит!
2.
Просят твои
нерожденные дети.
3.
Просит История…
Класс.
1.
«Бухенвальдский
набат»
Учитель: И
гудит Бухенвальдский набат над землей, как бы предупреждая людей доброй воли о
том, что может случиться, если не стоять зорко на страже мира.
Ребята! На борьбу с фашизмом поднялись люди разных
национальностей. Послушайте письмо выдающегося деятеля германского и международного
рабочего движения Эрнста Тельмана, который провел в строгом одиночном
заключении 12 лет. 18 августа 1944г. был убит в крематории концлагеря Бухенвальд.
Читается
письмо.
«Моя дорогая Роза!
Ты
едва ли поймешь, почему я так долго молчал и не отвечал на твои последние
письма. Даже мне очень трудно дать на это исчерпывающий и беспристрастный
ответ. Беспокойство о вас, будущем Ирмы и т.д. размышляя о многом, что я
пережил и сделал в последнее время, тоже способствуют тому, что я начинаю душевно
страдать.
Пасха,
праздник пробуждения природы… прошла здесь тихо, почти беззвучно. В страстную
пятницу, в страстную субботу и оба дня пасхи здесь было очень спокойно,
временами мертвая тишина, только иногда услышишь хлопанье форточки или глухой
стук закрываемых тюремных дверей.
На
дворе обычное чирканье воробьев, и лишь изредка черный дрозд пропоет свою
знакомую песню. В первый день пасхи, после обеда, безоблачное небо заполонили
самолеты, и их гудение, длившееся несколько часов, прервало безмолвную тишину.
В самой камере полнейшее одиночество: порой в полдень маленький, безобидный и
усердный паук повиснит в желтых, как колосья, лучах солнца между железными
прутьями решетки и плетет свою паутину. Отрезанный почти от всех людей,
подвергнутый долгой изоляции, вдали от жизни немецкого народа, живу и прозябаю
здесь.
Я
знаю, что ты прекрасно понимаешь мое положение.… При этом я всегда восхищаюсь
тем несгибаемым мужеством, с которым ты, полная надежды, смотришь в будущее,
спокойно и твердо переносишь многочисленные страдания, выпавшие на твою долю.
Мужество, надежда и внутренняя стойкость в подобных обстоятельствах –
неоценимые факторы для укрепления человеческой воли и силы. Отрадно, что ты
умеешь так смело и мужественно переносить свою судьбу.
От
всего сердца шлет тебе особенно большой
привет твой любящий Эрнст.»
- Ребята, какими чувствами пронизано оно?
Чувствами любви, нежности,
мужества, стойкости.
- Посмотрите на II абзац этого
послания. Что можете сказать о нем?
Это
человек удивительный. Он - большой жизнелюб. В камере он ловит прекрасные мгновенья жизни. Он заряжает своей жизненной
энергией близких и дорогих ему людей
Гаснет
свет.
Из палатки.
Ведущий
Много книг написано, сложено песен о войне, стихов. А
еще строки писем. Письма для родных и
близких, любимым и всем нам, и всем последующим поколениям нашего народа.
Чтение письма-фрагмента повести М.Алексеева. Солдат
пишет письмо, в котором, обращаясь к своей жене, рассказывает о фронтовой
жизни, описывает свое состояние по случаю рождения сына.
«Золотая моя Журавушка!
Знаешь ли ты, моя милая, что счастливей твоего Петьки
нет человека на свете? Да мне теперь сам сатана - не страшен. Милая, родная,
родненькая, спасибо тебе за Сережку, за то, что ты есть у меня, за твои глаза,
за твои руки золотые, за твое сердце – за все спасибо. Одна у
меня к тебе – самая великая превеликая – просьба: береги себя и Сережку. Сейчас
я сменился с дежурства у пулемета. Всю ночь дежурил. Небо было ясное, звездное.
Я облюбовал одну звезду, самую яркую, и назвал ее Журавушкой. Глядя на нее,
разговариваю с тобой, моя родная. В блиндаже раскрыл твою посылку, и был у нас,
дорогая, пир на весь мир. По случаю рождения сережки старшина разрешил нам
«изничтожить» НЗ неприкосновенный запас продуктов, какой имеется у каждого
красноармейца в вещевом мешке.
Ну,
вот, кажись и все. Обнимаю тебя
крепко-крепко. А Сережку целую в пузо.
До
свиданья – Петр. 30. 12. 41 год»
«Здравствуй,
дорогая Мурочка!
Во-первых, спешу вместе с тобой разделить радость.
Мура, ты, вероятно, не раз слышала по радио, и очень
много пишут в газетах о героических делах бойцов, командиров и в целом о нашей
части. То доверие, которое оказано мне, - защита нашей родной столицы, - оно
оправдывается. Ты, Мурочка, себе представить не можешь, какие у меня хорошие
бойцы, командиры – это истинные патриоты, бьются, как львы, в сердце каждого
одно – не допустить врага к родной столице, беспощадно уничтожать гадов. Смерть фашизму!»
Посмотрите, как выглядели эти письма, скромные
солдатские треугольники.
Их отправляли с передовой, из окопов, из госпиталей. А
с каким нетерпением ждали этих весточек в тылу! Они вселяли надежду на Победу,
на возвращение домой.
Песня из кинофильма «Белорусский вокзал»
Класс
Учитель: у
нас в гостях почетные люди, участники Великой Отечественной войны.
Расскажите, пожалуйста, еще и о том, как вам приходилось
писать письма, в каких условиях.
Слово ветеранам.
Не только фронт. Но и тыл делали все возможное, чтобы
победить ненавистного врага. Женщины, подростки заменяли у станков и на полях мужей,
отцов, старших братьев, сестер, на передовую приходили от них такие желанные
письма и посылки.
Ведущий: Прикроем
глаза, остановим привычный бег мыслей своих, сосредоточимся и замрем сердцем,
воссоздавая в памяти картины минувшей войны. Вспомним в эти святые и скорбные
дни всех погибших, поклонимся всем тем, чья жизнь оборвалась по злой воле войны.
Ведущий: Стой!
Остановись, время! Замри! Оглянись в прошлое, оглянись на тех, кого сейчас нет,
кто смотрит на нас с высоты своих памятников.
Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитной
стены, на которой золотыми буквами написаны имена павших на поле боя,
замученных в фашистских застенках, сожженных и повешенных, уничтоженных, но все
же непокоренных.
Минута молчания.
Читаются письма и стихи собственного
сочинения
|