В педагогическую копилку учителя

 

Тема урока: «Родословная М.Ю. Лермонтова»

Цели урока:  

1.     Познакомить учащихся с родословной великого русского писателя и нашего земляка М.Ю. Лермонтова.

2.     Добиться усвоения понятий: родословная, род, родовая (семейная традиция), предок, потомок, герб.

3.     Воспитывать гордость за историческое прошлое своей малой родины - Пензенского края и, в частности, села Междуречье (бывшего Столыпино). Воспитывать гордость за русскую литературу.

Оборудование: Фамильные гербы рода Лермонтовых и Столыпиных, генеалогическое древо рода Лермонтовых.

Ход урока

I.                   Организационный момент. Постановка целей и задач урока.  

. Крепкий невысокий мальчик лет 6 приподнялся в своей детской кроватке и неотрывно смотрит в темное ночное небо, освещенное полной луной, прорвавшейся сквозь пелену облаков. Его пронзительные глубокие и умные глаза горят от возбуждения. Воображение рисует ему одну картину за другой: то видится ему, что не луна сияет на небе, а прекрасная принцесса возвращается в свой замок в сопровождении рыцарей в старинных шлемах; то вдруг представляет он себя «волжским разбойником среди синих студеных волн, в тени дремучих лесов, в шуме битв, в ночных наездах, при звуке песен, под свистом волжской бури» («Я хочу рассказать вам.»). Устав он падает в горячие подушки, и на память приходят колыбельные, под которые спускается к нему сон.

Учительница музыки исполняет «Казачью колыбельную песню».

(Показать портрет на стене)

Этим мальчиком был Миша Лермонтов - Мишель, как звали его родные, - будущий великий русский поэт.

Сегодняшний урок не совсем обычен. Мы познакомимся с семьей, в которой вырос будущий поэт, с его родословной.

II.                Родословная М.Ю. Лермонтова.

 Рассказ учителя с элементами беседы, составление родового дерева:

- Что такое род? Родословная?

Семья есть у каждого человека. Вы уже знаете, что для любого из нас можно построить родовое дерево - проследить происхождение каждого.

- Как называется такое родовое дерево? (Восходящее).

- Почему нам так интересно и важно знать о своих предках? Какими качествами и деяниями своих предков мы могли бы гордиться?

Сегодня мы пытаемся проследить родословную М.Ю. Лермонтова, узнать о его семье, построить восходящее и нисходящее родовое дерево для М.Ю. Лермонтова.

- Из кого состоит семья? (Родители и дети).

                                                                       

1)      Родители и дети.

Ребенок в семье Лермонтовых был один - Мишель. Его отец - Юрий Петрович Лермонтов - был небогат и не имел чинов, хотя происходил из старинного дворянского рода. Он стал военным по родовой традиции.

- Что это значит?

Но карьера не удалась - по состоянию здоровья он вышел в отставку в 1811 году всего лишь капитаном.

- Посмотрите на портрет Ю.П. Лермонтова. Какие качества Юрия Петровича передает художник? (Красивый, исполненный достоинства, умный.)

Все надежды возлагал он на удачную женитьбу.

-Какая невеста нужна была для удачного брака? (Богатая, знатная, имеющая влиятельных родственников.)

Заранее подготовленный ученик рассказывает о матери М.Ю. Лермонтова.

Именно такой была 18-летняя Машенька Арсеньева. Мила, изящна. Романтична, к тому же - музыкантша и голосом обладала прекрасным. Но самое главное - богата. Познакомилась она с Ю.П. Лермонтовым, приехав в гости к родителям своего покойного отца, Михаила Васильевича Арсеньева.

Полюбив Юрия Петровича всем сердцем, Машенька и слышать не хотела  доводов своей матери, что он - де неподходящая пара: и не богат, и ненадежен - ни хозяйствовать не умеет, ни верности слову и долгу хранить не будет. Да и Машеньке с ее данными спешить с замужеством ни к чему. Но Марии Михайловне было 17 лет, она страстно полюбила и ждать не желала. И мать уступила - дала согласие на брак, лишь бы единственная дочь была счастлива и не натворила глупостей. Слишком хорошо помнила Елизавета Алексеевна, как покончил собой ее муж, Машенькин отец, полюбив молоденькую соседку. Так образовалась семья Лермонтовых, давшая миру великого поэта.

Но семейная жизнь не сложилась. Весной 1815 г . молодые супруги с полугодовалым сыном приехали в Тарханы к матери Марии Михайловны, так как содержать семью Юрий Петрович не мог. Жизнь в деревне была скучна. От управления имением Юрий Петрович был отстранен, он скучал, капризничал, часто уезжал, развлекался (возможно - играл, увлекался женщинами). Мария Михайловна страдала от равнодушия и невнимательности мужа. К тому же начала она хворать и скончалась от чахотки в возрасте 21 года. Мише было тогда 2,5 года. Лица матери он не помнил. В памяти осталась от нее только песня. «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал. Ее певала мне покойная мать», - писал он.

- Взгляните на портрет Марии Михайловны Лермонтовой. Какой она предстает на портрете? (Хрупкая, нежная, страдающая, добрая.)

2)      Бабушки и дедушки поэта.

Итак, мы познакомились с родителями будущего поэта.

- Что мы должны узнать, чтобы продолжить составление родового дерева М.Ю. Лермонтова? (Кем были его бабушки и дедушки).

Отец Юрия Петровича, Петр Юрьевич Лермонтов, принадлежал к древнему роду, но к концу XVIII века Лермонтовы обеднели и жили в имении Кропотово в Тульской губернии. В семье было 6 детей.

Отец Марии Михайловны, Михаил Васильевич Арсеньев, обладал артистическими данными, был человеком творческим, но совершенно не приспособленным к хозяйствованию. Ее мать Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожденная Столыпина, была властной, образованной, умной женщиной, умевшей вести дом и управлять имением.

После смерти дочери Елизавета Алексеевна не могла допустить, чтобы у нее забрали внука: « Он один свет очей моих, все мое блаженство в нем». И она пишет завещание, по которому Миша унаследует от нее все, если останется у нее на воспитание, иначе он не получит в наследство ничего. Оставив сына у бабушки, Юрий Петрович покинул Тарханы.

Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть.» -

напишет позже М.Ю. Лермонтов.

- Как вы думаете, почему Юрий Петрович оставил сына? Можно ли обвинять его в нелюбви к сыну и бессердечии?

И Михаил Юрьевич не винил в этом отца:

«Мы не нашли вражды один в другом,

Хоть оба стали жертвою страданья!» -

напишет он в стихотворении на смерть отца.

Не винил он ни в чем и бабушку, беззаветно любившую его и посвятившую ему всю свою жизнь. Он и сам трогательно и нежно любил Елизавету Алексеевну, хотя и понимал, что она была причиной всех мук его отца. Жалея и любя бабушку, он виделся с отцом урывками, тайно, скрывая свою привязанность, лишь бы не причинить боль бабушке.

3)  История рода Лермонтовых.

Так сложилась его судьба, что родителей своих Михаил Юрьевич почти не знал. Но история предков по отцовской линии была предметом гордости юного Лермонтова и будила его воображение.

Заранее подготовленный ученик выразительно читает стихотворение «Желание» на фоне музыки.

Зачем я не птица, не ворон степной,

Пролетевший сейчас надо мной?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу любить?

На запад, на запад помчался бы я,

Где цветут моих предков поля,

Где в замке пустом, на туманных горах,

Их забвенный покоиться прах.

На древней стене их наследственный щит

И заржавленный меч их висит,

Я стал бы летать над мечом и щитом,

И смахнул бы я пыль с них крылом;

И арфы шотландской струну бы задел,

И по сводам бы звук полетел;

Внимаем одним, и одним пробужден,

Как раздался, так и смолкнул бы он.

Но тщетны мечты, бесполезны мольбы

Против строгих законов судьбы.

Меж мной и холмами отчизны моей

Расстилаются волны морей.

Последний потомок отважных бойцов

Увядает средь чуждых снегов;

Я здесь был рожден, но не здешний душой.

О! Зачем я не ворон степной?...                                       

 Посмотрите на герб Лермонтовых.

«На норманнском щите, с полем, разделенным на четыре части, в верхней слева, желтой - черный шеврон под тремя ромбами (или брильянтами), в нижней справа, тоже желтой - черный шеврон, в остальных, голубых - по три розы на белых диагоналях из верхнего угла в нижний.»

 (Овидий Горчаков. «Если б мы не любили так нежно».)

- Как вы думаете, почему на гербе начертан девиз: "Sors mea Jesus"? (судьба моя - Иисус)

Вот о чем свидетельствуют документы. В начале XVII века в России проходила польская интервенция. После взятия крепости Белая (ныне райцентр в Калининградской области) в плен попали 60 шотландцев и ирландцев-наемников. Некоторые из них перешли на службу к русскому правительству. Среди них Георг Лермонт. Он воевал за Московское царство, обучал военному делу, ему было пожаловано русское дворянство. Он погиб в 1663 г ., оставив трех сыновей: Вильяма, Андрея и Петра. Петр принял православие. Было у него 2 сына: Петр и Евтихий. С Евтихия и начинается собственно род Лермонтовых.

- Кем был Георг Лермонт для М.Ю. Лермонтова? Кто такие предки? Потомки? Откуда началась семейная традиция - заниматься военным делом в роду Лермонтовых?

- как вы думаете, какими событиями навеяны эти строки:

«Приветствую тебя, воинственных славян

Святая колыбель! Пришелец из чуждых стран,

С восторгом я взирал на сумрачные стены,

Через которые столетий перемены

Безвредно протекли.»

4)          Род Столыпиных.

Гораздо более знатным и именитым был род Столыпиных, к которому относился Михаил Юрьевич по линии матери.

 Бабушка его, Елизавета Алексеевна Арсеньева (Столыпина), принадлежала к большой и дружной семье. Все члены этой семьи были высоко образованными людьми.

Посмотрите на герб Столыпиных.

"В щите, имеющем поле в верхней половине красное, а в нижней голубое, изображен одноглавый серебряный орел, держащий в правой лапе овившегося змея, а в левой серебряную подкову с золотым крестом. Щит увенчан дворянским шлемом и короною, с тремя страусовыми перьями. Щит держат два единорога. Под щитом девиз, означающий в переводе с латинского "Богу моя надежда".

(10 часть "Общего гербовника дворянских родов Российской империи".)

История рода Столыпиных тесно связана с историей нашего села. До 1938 года наше село называлось Столыпино, по фамилии его основателя Селиверста Афанасьевича Столыпина, а по церкви оно называлось Архангельское (по престолу - во имя Архангела Михаила).

До того, как Пензенский край вошел в состав России, здесь было безлюдное «Дикое поле». Современные города и села появились в крае лишь в XVII веке, когда сюда пришли люди для строительства засечных черт (пограничных застав) Русского государства. После основания Пензы ( 1663 г .) шло активное заселение окрестных земель.

В 1673 году Селиверсту Афанасьевичу Столыпину было "отказано" поместье за рекою Сурой на речке Выргане да на речке Маис. В грамоте " 7181 г . июня 30 день ( 1673 г .) говорится: "Великий государь, царь и Великий князь Алексей Михайлович.пожаловали Селиверста Афанасьевича Столыпина за многую ево службу.похваляя ево службу, промыслы и храбрость." Вероятно, этот год и можно считать годом основания села Столыпино.

По сведениям Генеральского межевания земель 1783 года село Столыпино принадлежало Алексею Емельяновичу Столыпину, правнуку основателя села. С 1787-1790 гг. Алексей Емельянович Столыпин являлся Пензенским губернским предводителем дворянства. Он держал известный на всю Москву крепостной театр.

Столыпиными - сёстрами и братьями бабушки, а также их детьми и внуками - Лермонтов был окружён всюду: в Москве, в Петербурге, в Тарханах, в Пензе и даже на Кавказе.

III.   Подведение итогов урока.

К такой славной семье принадлежал Михаил Юрьевич Лермонтов.

- Как вы думаете, кем из предков и почему он гордился? Каким их качествам он стремился следовать? Чем объясняется выбор Михаилом Юрьевичем военной карьеры?

Домашнее задание: прочесть предисловие  и первую часть книги О.А. Горчакова «Если б мы не любили так нежно» - с.61 - 87. («Родные истоки»: хрестоматия по литературному краеведению для средних и старших классов. Авторы-составители: М.Л.Савина, Т.Н. Козина. - Пенза, 2000. - 376 с.)

Подготовить выборочный пересказ текста.

  Литература:

  1.Арзамасцев В.П. Места, воспетые поэтом. - Саратов, 1981.

2.     Марченко А.М. Михаил Лермонтов. Жизнь и творчество. - М., 1984.

3.     Музей-заповедник «Тарханы». - Саратов, 1990.

4.     Архивные материалы

5.     Данные Интернет-сайта http://www.vgd.ru/s/stolypin.

6.     «Родные истоки»: хрестоматия по литературному краеведению для средних и старших классов. Авторы-составители: М.Л.Савина, Т.Н. Козина. - Пенза, 2000. - 376 с.

  -Назад на страницу-_

Сайт создан в системе uCoz